Штрафы за нарушение противопожарных правил сейчас существенно возросли. В этой статье пойдет разговор
о том, за что предприятие могут оштрафовать и о проверках, которые проводит пожарный надзор.Штрафы за нарушение противопожарных правил сейчас существенно возросли. В этой статье пойдет разговор
о том, за что предприятие могут оштрафовать и о проверках, которые проводит пожарный надзор.
Что проверяют
Органы государственного пожарного надзора действуют на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. №820 (далее — Положение №820). Они находятся в ведении МЧС России (ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ \»О пожарной безопасности\», Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868).
Назначение ведомства — проверка соблюдения предприятиями требований пожарной безопасности (ст. 1 Закона №69-ФЗ, п. 1 Положения №820).
Документы, содержащие требования пожарной безопасности
К таким документам относятся:
— Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ \»Технический регламент о требованиях пожарной безопасности\»;
— Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313;
— нормы пожарной безопасности (НПБ) для различных объектов и сфер деятельности (НПБ 104-03 \»Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях\», утвержденные приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. №323).
Выполнение требований данных документов и проверяет пожарный надзор.
Документы, регулирующие процедуру проверки
При проведении проверок инспекторы пожарного надзора обязаны руководствоваться нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ \»О защите прав юридических лиц…\». Данный закон определяет виды и процедуры проверок, а также меры воздействия по их результатам.
Проверки могут быть плановыми или внеплановыми, документарными или выездными. Об этом сказано в статьях 9-12 Закона №294-ФЗ.
Плановые проверки нельзя проводить чаще одного раза в три года. При этом они должны быть согласованы с прокуратурой и размещены на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Исчерпывающий перечень оснований для внеплановой проверки содержится в части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ. Например, это может быть информация об угрозе пожара на том или ином предприятии (объекте).
Обратите внимание: некоторые внеплановые проверки также необходимо согласовывать с прокуратурой (ч. 5, 12 ст. 10 Закона №294-ФЗ).
В своей работе инспекторы пожарного надзора используют Административный регламент, утвержденный приказом МЧС России от 1 октября 2007 г. №517.
В данном регламенте собраны воедино требования законодательных и подзаконных актов, которые так или иначе регулируют вопросы проведения проверок соблюдения противопожарных правил, и подробно описаны полномочия проверяющих.
Если выявлены нарушения
В данном случае проверяющие обязаны (ч. 1 ст. 17 Закона №294-ФЗ):
1) выдать предприятию предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю над выполнением предписания, а также по предотвращению возможного пожара;
3) принять меры по привлечению виновных лиц к ответственности.
\»Руководители и иные должностные лица предприятия, ответственные за пожарную безопасность, могут быть привлечены к уголовной ответственности, если в результате пожара наступила смерть человека или причинен тяжкий вред здоровью\» (ст. 219 Уголовного кодекса РФ).
Ответственность за невыполнение правил
С 17 июня 2011 года такая ответственность ужесточена. С этой даты вступил в силу Федеральный закон от 3 июня 2011 г. №120-ФЗ, внесший изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Статья 20.4 \»Нарушение требований пожарной безопасности\» Кодекса РФ об административных правонарушениях изложена в новой редакции. Штрафы, налагаемые на предприятия, выросли в 10 и более раз и составляют теперь от 90 000 до 500 000 рублей. Также увеличены штрафы для должностных лиц предприятий. Руководители предприятий и другие лица, ответственные за пожарную безопасность, могут быть оштрафованы на сумму от 6000 до 50 000 рублей.
Кроме того, появились новые составы административных правонарушений. А некоторые составы исключены. Это касается вопросов нарушения сертификации в области пожарной безопасности. Отныне они будут квалифицироваться по другим статьям Кодекса, наказывающим за невыполнение требований сертификации. Увеличился срок для вынесения постан
овления по административному делу за нарушение пожарной безопасности. Теперь он составляет один год со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Ранее этот срок не превышал трех месяцев.
Однако есть и послабления. Так, административное приостановление деятельности возможно теперь только за повторное нарушение требований пожарной безопасности (ч. 3, 4, 5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях):
— к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий и сооружений, электротехнической продукции, к первичным средствам пожаротушения и обеспечению ими;
— к эвакуационным путям и выходам, а также системам автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и эвакуации людей при пожаре, противодымной защите.
Раньше такое наказание можно было назначить за большее число нарушений противопожарных правил.
Ответственность за невыполнение предписания проверяющих
Штрафы за такие правонарушения, налагаемые на предприятия и их должностных лиц, также выросли в разы (ч. 12, 13, 14 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Так, в отношении предприятия штраф составляет теперь от 70 000 до 80 000 руб., в отношении должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей. За повторное невыполнение предписания штрафы составят соответственно от 150 000 до 200 000 руб. и от 15 000 до 20 000 рублей. При этом должностное лицо могут еще и дисквалифицировать на срок до трех лет.
Важно запомнить
Плановые проверки можно проводить один раз в три года.
Перечень оснований для внеплановой проверки закрыт.
Штрафы за невыполнение противопожарных правил и за невыполнение предписаний органов пожарного надзора существенно возросли.
С. Николаев, аудитор,
\»Учет в производстве\» , №8, 2011 г.