Рыба, как известно, гниет с головы, а чистят ее с хвоста. Применительно к налоговой политике эту поговорку нужно понимать так: за любые ошибки государства
из своего кармана будут платить налогоплательщики.
Правительство наконец-то решилось на шаг, который не осмеливалось сделать уже на протяжении десяти лет: ввести налог на недвижимость. Кризис, происки Запада, неурожай, плохая погода, дурное настроение у министра финансов… Это все \»сказки\» для людей, которые не собираются понимать, что за этим стоит, а просто платят.
Но мне как налоговому консультанту с 20-летним стажем будет просто стыдно не сказать, что введение налог на имущество еще раз подтверждает неэффективность налоговой системы России. Власти цепляются за то, что давно уже оплачено людьми, и без чего человек в России обойтись не может (на улице не проживешь). Очередное изъятие денег у населения приведет к росту инфляции.
В общем, причин много, только об истинных причинах нам никто никогда не расскажет, а лекарство от всех напастей одно: раскошеливайтесь, граждане!
Один вместо двух — все равно в три раза больше
Налоговая арифметика — очень хитрая наука. Нам, простым гражданам с двумя-тремя высшими образованиями и кандидатской степенью, эта премудрость явно не под силу.
Еще десять лет назад, в 2004 году, правительство осенила идея: заменить два платежа одним. Вместо налога на имущество физических лиц и земельного налога ввести тот самый налог на недвижимое имущество. Мысль вроде бы не бесспорная, но в целом она может быть подкреплена рациональными аргументами. Налогооблагаемая база физически осязаема, поддается учету сходным образом. Уменьшение числа налогов оптимизирует их сбор, повышает эффективность работы фискальных органов. Но, как говорится, возникли нюансы, введение новации долго откладывали, под разными предлогами возвращали на доработку. Итог: прошло каких-то десять лет, и чиновники предлагают законодателю продукт своего творчества. Административный восторг в чистом виде. Идея извращена до полной неузнаваемости.
Во-первых, вместо того, чтобы уменьшить количество налогов (вместо двух — один), оно остается прежним. Вместо двух налогов будет… два. Изменяется название: налог на имущество физических лиц отныне станут называть налогом на недвижимое имущество. Вроде бы ерунда. Мы уже привыкли: полиция вместо милиции, но ничего нового по сути. Только не на этот раз.
Во-вторых, расчет налога будет проводиться с учетом кадастровой, а не инвентаризационной (как сейчас) стоимости объекта. Если кто-то не понял: кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной. В связи с этим эксперты прогнозируют рост налога не менее чем в 2,5 раза. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день — говорили по схожему поводу наши предки.
Долго запрягали — поехали быстро
Итак, прекрасная (в 2004 году) идея не воплощалась в жизнь десять лет. Почему? Авторы проекта приводили достаточно разумную причину: кадастровая оценка огромных массивов российских земель — процесс очень трудоемкий. К началу нынешнего года он завершен только в двух (из 85-и) субъектах РФ: в Москве и Московской области.
Пока суд да дело — правительство пополняло долгоиграющий законопроект увесистыми поправками. Некоторые из них были встречены не очень приветливо. Так, в администрации президента были раскритикованы предложения минфиновских чиновников по поводу сокращения льгот для ветеранов, инвалидов и иных категорий социально незащищенных граждан. Сегодня они полностью освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц, что пришлось не по вкусу чиновникам. Минфин предлагал в новой редакции Налогового кодекса ввести для льготников вычет из облагаемой налогом жилплощади (30 кв. м). Президент решил, что такие фокусы придутся не по вкусу ветеранам и поставил на место зарвавшихся чиновников.
После этой головомойки правительство все-таки внесло в Госдуму поправки к законопроекту 2004 года. Депутаты будут рассматривать закон во втором чтении. Ситуация удивительная: первое чтение состоялось еще 10 лет назад, затем о законопроекте надолго забыли. А теперь с него сдули пыль и внесли в Госдуму как бы во втором чтении! Что вообще происходит — понять очень трудно. Кадастровая оценка земель по стране толком не начиналась. Это значит, что установить ставку налога в принципе невозможно.
Интересный нюанс: в 2004 году предполагалось, что налог будет взиматься как с физических, так и с юридических лиц, нынешняя редакция закона предусматривает налогообложение только физических лиц. Откуда такие резкие перемены? Кто (и за сколько) пролоббировал в правительстве такие новации? Нет ответа.
Следующая непонятная новость. В редакции закона от 2004 года налогом облагалась оценочная стоимость недвижимости, которая устанавливалась на уровне 80% от рыночной стоимости недвижимого имущества, а в редакции 2014 года уже просто говорится о кадастровой стоимости, полностью привязанной к рыночным оценкам. То есть одним росчерком пера налоговое бремя увеличено аж на 20%! И еще один занятный штрих: поправки эти не обсуждались в региональных законодательных собраниях. Правительство не хочет советоваться с регионами по столь щекотливому поводу. Боится негативных оценок. Основания к этому имеются.
Мрачные перспективы
Итак, что нас ждет? Новый налог будет вводиться постепенно, по мере проведения в регионах кадастровой оценки земли. Предполагается, что процесс этот продлится с 2015-го по 2019 год. Предельная ставка составит 0,1% от кадастровой оценки для жилой недвижимости, а также для гаражей. Для прочих объектов вводится ставка 0,5%.
Для недвижимости площадью более 300 кв. м ставка составит 2% от кадастровой оценки (налог на роскошь). От уплаты налога освобождаются собственники квартир площадью 20 кв. м и менее; комнат — площадью 10 кв. м и менее; домов — 50 кв. м.
\»Добрый\» законодатель установил поэтапный способ увеличения налога. Рост платежей будет растянут на пять лет, то есть ежегодно сумма будет увеличиваться на 20%. По оценкам налоговиков средняя сумма платежа поднимется с 642 рублей в год до 1900. Но это — средние оценки. Реальная картина будет определяться местной спецификой и типом недвижимости. Так, кадастровая оценка старого жилья в центре Москвы может возрасти почти в 10 раз по сравнению с нынешней, инвентаризационной стоимостью.
А в целом по стране налоговое бремя увеличится для граждан в 2,5 раза. Радует только одно: окончательно вся структура налога будет устанавливаться властями субъектов Федерации. Может быть, региональный законодатель окажется более милосердным, чем правительство?
Льготам быть!
Окрик президентской администрации все-таки сделал свое дело, Минфин вынужден был остудить свое рвение и оставить льготы по налогу на недвижимость. Однако чиновники упорно отстаивают ведомственные интересы, а потому уступки эти оказались половинчатыми. Так, пенсионерам будет предложен выбор: применять льготную ставку только к одному из нескольких объектов недвижимости. Придется выбирать между квартирой и дачей. Немного арифметики. Предположим, ваша бабушка владеет участком, стоимость которого составляет миллион рублей. Ставка налога (для категории \»иных строений\») составит 0,5%. Значит, пенсионерке придется выкладывать 5 тысяч рублей в год. А пенсия и у старушки, предположим, 10 тысяч. Спрашивается, станет ли бабуля и дальше горбатиться на своем драгоценном (в буквальном смысле слова) участке для того, чтобы выращивать там картошку? А теперь перейдем от микроарифметики к макроэкномике. Из примерно 30 млн тонн картофеля, выращиваемого в России, почти 25 миллионов выращивают граждане на своих крохотных участках, тех самых пресловутых шести сотках…
Впрочем, чиновникам Минфина на продовольственную безопасность родины наплевать. У них другие задачи: отчитаться о росте налогооблагаемой базы.
Для справки. У вас имеется недвижимое имущество. Вы, желая сохранить свои сбережения, решили его зарегистрировать. Начиная с 2015 года, вам придется платить за приобретенную дачу, дом или квартиру налог. Сегодня для расчета налога используется инвентаризационная стоимость объекта, которую определяют специалисты БТИ (Бюро технической инвентаризации). Они при этом учитывают только себестоимость объекта и степень его износа. По новому закону ставка будет устанавливаться исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости. А здесь учитывается ряд дополнительных факторов, которые в конечном итоге и определяют коммерческую ценность недвижимости. Например, территориальное расположение объекта.
Кстати, сегодня граждане платят государству налог на имущество в пределах 0,3-2% от инвентарной оценки жилья и 0,3% от кадастровой оценки земельного участка. При этом сама система кадастровой оценки не очень понятна. Правительство нас утешает: сомнительную с вашей точки зрения оценку можно оспорить в суде. В нашем самом гуманном суде в мире.
Кто помрет раньше?
Что будет дальше? Окончательное решение вопроса переносится на осень. Для этого имеются формальные причины. Поскольку вопрос входит в совместное ведение Федерации и ее субъектов, проект должен быть разослан в региональные законодательные собрания и получить там одобрение. Эта процедура должна занять какое-то время.
Как говорил Ходжа Насреддин, взявшийся за десять лет (и за мешок золота) обучить по поручению падишаха говорить ишака, за это время кто-нибудь непременно умрет: падишах, осел или… министра финансов поменяют.
Евгений Сивков, гендиректор
Аудиторской компании \»ФБКА\»