Если на вас зарегистрировано транспортное средство, платить транспортный налог, конечно, нужно. А если не зарегистрировано? Следует ли ему платить транспортный налог, если вы сняли с учета автомобиль, но не продали его?
Если на вас зарегистрировано транспортное средство, платить транспортный налог, конечно, нужно. А если не зарегистрировано? Следует ли ему платить транспортный налог, если вы сняли с учета автомобиль, но не продали его?
Сразу ответим, что в настоящее время в правоприменительной налоговой практике однозначная правовая позиция по этому вопросу отсутствует.
Согласно ст. 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в ГИБДД МВД России, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение 5 суток после приобретения транспортных средств (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории России»).
Органами государственной регистрации наземных транспортных средств являются:
– подразделения ГИБДД МВД России – в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования (правила регистрации утверждены приказом МВД России от 27.01.2003 г. №59);
– органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) – в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (правила регистрации утверждены Минсельхозпродом России 16.01.1995 г.)
Поскольку допуск наземных транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется путем их регистрации в уполномоченных органах и выдачи соответствующих документов (ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»), незарегистрированное транспортное средство к участию в дорожном движении не допускается.
По мнению Конституционного Суда РФ, выраженному в Определении от 14.12.2004 г. №451-0, налоговая база транспортного налога определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. Если транспортное средство не прошло регистрацию и не допущено к участию в дорожном движении, т.е. не воздействует на состояние дорог общего пользования, то экономических оснований для его обложения транспортным налогом нет.
Аналогичной позиции придерживаются некоторые арбитражные суды. Так, в Постановлении ФАС ЦО от 03.04.2006 г. №А68-АП-279/12-05 отмечено, что именно государственная регистрация транспортного средства означает его заявление к эксплуатации по назначению, т.е. к передвижению по транспортным путям, на содержание которых взимается транспортный налог.
Из анализа указанных правовых норм следует, что любой субъект налоговых отношений приобретает статус плательщика транспортного налога и у него появляется объект налогообложения только в том случае, если приобретенное им транспортное средство будет зарегистрировано в установленном порядке.
Поскольку в указанном судебном процессе транспортные средства в количестве 13 единиц действительно не были зарегистрированы налогоплательщиком в установленном порядке, доначисление транспортного налога, произведенное налоговым органом по указанным средствам, признано неправомерным. Кроме того, суд посчитал необходимым отметить следующее. Пунктом 3 раздела III Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ (утверждены приказом МНС России от 09.04.2003 г. №БГ-3-21/177), которые в силу п. 2 ст. 4 НК РФ не относятся к актам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, но вмес
те с тем являются внутриведомственными документами, обязательными для исполнения налоговыми органами, установлено, что признание физических и юридических лиц в соответствии с абз. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Следовательно, о выявлении незарегистрированных транспортных средств должно быть сообщено в органы, осуществляющие их регистрацию. После регистрации они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Далее отмечаем, что ФАС Уральского округа (Постановление от 06.03.2006 г. №Ф09-1150/06-С1) также отклонила довод налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы по транспортному налогу, в связи с тем, что в декларации не отражены 4 транспортных средства, находящиеся на балансе. Как указал суд, только факт нахождения транспортного средства на балансе организации не порождает обязанности по уплате транспортного налога. Налоговым же органом доказательства регистрации и использования организацией указанных транспортных средств не представлены. Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30.01.2006 г. №А43-16227/2005-35-548.
О. Скворцов